Всех, кто только начинает или планирует заняться производством слабоалкогольных напитков брожения, интересует вопрос о легализации данного вида деятельности.

На данный момент весь алкогольный рынок подчиняется требованиям федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Лицензия на производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не требуется. При этом весь путь алкогольной продукции на пути от производителя до конечного потребителя должен отслеживаться при помощи системы ЕГАИС. Объем произведенного алкоголя на предприятии должен фиксироваться при помощи специальных счетчиков АСИиУ.

Однако в силу того, что установка таких счетчиков является довольно-таки затратным мероприятием, были сделаны послабления для малых производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. На данный момент верхняя черта, до которой производитель не обязан производить установку АСИиУ, находится на отметке в 300 тыс. дал в год (250 тонн в месяц). Соответственно основная цель проверки РАР – убедиться в том, что предприятие, которое заявило о начале производства вышеупомянутых видов продукции в объемах, не превышающих 300 тыс. дал в год, действительно не способно производить больше. В противном случае оно обязано устанавливать счетчики. Сопутствующие задачи обследования – проверка наличия всей необходимой документации на технологическое оборудование и технологический процесс.

Если ваша организация решила начать производство одного или нескольких видов алкогольной продукции, не требующей применения акцизных марок (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха), и планируемые объемы производства не превышают отметку в 300 тыс. дал в год, то для начала такой деятельности необходимо получить специальный разрешительный документ – «Решение о допустимости использования основного технологического оборудования без оснащения АСИиУ». После того, как закуплено и установлено всё технологическое оборудование, необходимо направить в федеральную службу по регулированию алкогольного рынка расчет мощности основного технологического оборудования по специальной утвержденной форме, представленной на сайте регулятора http://fsrar.ru.

После этого регулятор в течение отведенного законом срока должен рассмотреть представленный расчет и выдать положительное решение, либо сообщить о необходимости обследования предприятия с целью установления соответствия предоставленного расчета реальности. При этом скорее всего последует второе. В заранее назначенный день к вам будет направлена специальная комиссия для обследования предприятия (обычно в количестве 1-2 человек из межрегионального управления того федерального округа, к которому относится организация). У проверяющих существует определенный регламент проверки всей необходимой документации, которую им необходимо предоставить. Также они проводят непосредственный осмотр технологического оборудования, сверяя заводские номера и количество единиц оборудования предоставленным документам. В число документов, которые необходимо предоставить, входят не только документы, подтверждающие покупку оборудования и технические паспорта, но также и технологическая документация (технологические инструкции, рецептуры и т.д.), разработку которой лучше доверить опытным специалистам.

По окончании обследования комиссия производит расчет мощности и составляет отчет с приложением копий всех предоставленных документов. Отчет направляется в центральное управление, находящееся в Москве. После рассмотрения отчета центральный орган принимает решение о выдаче или не выдаче организации положительного решения. В случае принятия решения о недопустимости использования основного технологического оборудования без оснащения АСИиУ в решении будет указана причина отказа. При этом, как показывает личный опыт, причиной отказа может послужить что угодно, например несоответствие рецептуры напитка требованиям федерального закона в части статьи 2 (в ней представлены определения напитков), хотя расхождений с государственным стандартом на напиток может и не быть. Также причиной отказа может послужить отсутствие техпаспорта или декларации о соответствии на какую-либо единицу технологического оборудования.

Поэтому, если были допущены хоть какие-либо ошибки при подготовке к проверке, скорее всего будет получен отказ. В случае получения отказа за отказом ситуация может быть очень плачевной, так как подача расчета мощности, ожидание проверки и вынесения решения занимает не менее месяца, а иногда и дольше, что влечет за собой затраты, связанные с простоем предприятия. Много реальных случаев, когда организации получали положительное решение только на 4-5 раз, при этом предприятия простаивали по полгода и более. Поэтому можно посоветовать привлекать для оформления документов и на время обследования специалистов, которые с этим уже сталкивались, во избежание допущения различных ошибок. При этом часть ошибок может быть допущена еще на этапе проектирования предприятия и закупки оборудования.